?

Log in

No account? Create an account

Вс, 5 окт, 2008, 22:49
Первый Волжско-Московский водный путь. Екатерининский канал XIX века.

Сегодня хотелось бы рассказать Вам еще об одном глобальном водном проекте Петра I – соединение рек Москва и Волга. В первую очередь этого требовали интересы торговли. Царя очень привлекло географическое положение рек Дубна и Сестра, и в 1722 году Петр I поручает инженеру Георгу Вильгельму де Генину спроектировать строительство канала на этом участке. Проект был выполнен. Он предусматривал соединение рек Москвы и Сестры в районе Рогачевской пристани, и таким образом создавался сквозной путь из Балтийского моря через Волгу и Москву в центральные районы России, соединив Истру, приток Москвы, с Сестрой и Дубной, питающими Волгу. Подъем воды на пути от Волги до Москвы должен был осуществляться с помощью 127 шлюзов. Но, ввиду несовершенства технических средств, отсутствия необходимых финансов и людских ресурсов реализацию проекта отложили до лучших времен...

0

О проекте Петра вспомнили только спустя 100 лет, в царствование Николая I. По одной из версий канал понадобился для того, чтобы обеспечить доставку мрамора и гранита с Волги в Москву для возведения храма Христа Спасителя. В 1824 году Николай I поручает разработку нового проекта канала генерал-майору Михаилу Николаевичу Бугайскому. И уже в 1826 году по этому проекту в верховьях Сестры начались строительные работы, длившиеся более 20 лет.
Общая протяженность водного пути составила 214 верст (примерно 292 км). Его основная нагрузка приходилась на русла рек Истры (впадающей в Москва-реку) и Сестры (сообщающейся с верховьями Волги). В районе Солнечной горы, где ныне расположился город Солнечногорск, Сестру и Истру соединили 8-ми километровым соединительным каналом, ширина которого составляла 45 м. Для пополнения канала водой около деревни Загорье соорудили дамбу, протяженностью около двух километров, и в долине речек Сестра и Мазиха образовалось водохранилище объемом 12,6 млн. м3 «Подсолнечное», более известное как Сенежское озеро, по одной из версий, названное так по погосту, а по другой, по имени любимого коня Екатерины II — Cенешаля.
Реки Сестра и Истра были спрямлены. На Истре было построено 13, а на Сестре 20 деревянных и каменных шлюзов таких же размеров, как на Тихвинской водной системе. В 1850 году водный путь Москва – Волга, был торжественно открыт. Если посмотреть на эту водную систему в целом, то путь по ней проходил так: по Москва-реке (69 км), Истре (91 км), деривационному каналу (14 км), соединительному каналу (8,5 км), деривационному каналу вдоль Сестры (66, 7 км), по самой Сестре (32 км) и Дубне (10, 6 км). Пропускная способность водного пути была рассчитана на 3 тыс. небольших судов в год, в навигацию по нему сплавляли баржи, перевозившие каменные блоки весом до 30 тонн. На тихоходных участках баржи вытягивали бечевой бурлаки.
Водная система просуществовала 10 лет. Уже в 1851 году заработала Николаевская железная дорога из Петербурга в Москву, составившая водному транспорту неоспоримую конкуренцию, и в 1860 году Екатерининский канал был закрыт, шлюзы разобраны и распроданы. Есть даже версия, что из одного из таких шлюзов Солнечногорский купец Самохвалов построил лучшее здание в городе, в котором в настоящее время располагается городская администрация. Больше о канале не вспоминали, и постепенно он превратился в заросший ручеек, о котором мало знают даже местные жители.

Конечно, не могли мы оставить без внимания и этот водный путь. Но видимо из-за близкого расположения к Москве, а может из-за того, что Солнечногорск нам хорошо знаком благодаря дороге на дачу, как и забитое пробками Ленинградcкое шоссе, посмотреть на него все не получалось. В этот раз случилось как обычно с такими близкими поездками, спонтанно и неожиданно. Ночью решили – с утра поехали. Поэтому посмотрели мало, а изучили и того меньше, но все-таки минимальное представление о Екатерининском канале и Истринско-Сестренской системе получили – ничего не осталось, смотреть особо нечего, хотя можно побродить по лесным тропинкам, попредставлять времена, когда по каналу шли баржи, можно, но сложно – слишком много отвлекающих факторов характерных для Московской области – мусор, беспрерывный шум потока машин на Ленинградке, минимальное количество птиц и прочей живности. Но тем не менее, поделиться с вами тем, что мы увидели, захотелось, может кто-то и захочет продолжить наши изыскания, и как-нибудь при случае найдет чудом сохранившийся шлюз системы...

Свое знакомство с системой мы начали с самого легкодоступного места Екатерининского канала – в городе Солнечногорске, после перекрестка с указателем (по направлению из Москвы) налево – Пятницкое ш., направо – Тимоново, Ленинградское шоссе проходит по тому месту, где когда-то протекал канал.

0

Далее было решено для начала посмотреть на канал, проходящий правее Ленинградского шоссе, к Сенежскому озеру решили даже не подъезжать, так как его красивейший вид нам хорошо знаком, а каналом, дабы не углубляться глубоко в лес по сырой траве, спокойно полюбовались с мостиков в деревне Сергеевка.

0
0
0
0

Вернувшись на Ленинградское шоссе, едем до Давыдково и перед постом ГИБДД опять сворачиваем направо в сторону базы отдыха «Романитика». Здесь влияние человеческих усилий на реку Сестру заметно невооуженным взгядом. Берега дики и заброшены -огромнейшие борщевики, бывшие в употреблении бассейны, поваленные деревья. Но тем не менее, местный житель рассказал, что рыба в реке водится, в этом году кто-то даже поймал щуку на 4,5 кило...

0
0
0
0
0
0
0
Остатки водяной мельницы
0
Бассейны
0
0
0
0
0
0
Сам канал в этом месте идет параллельно реке. Проехав чуть дальше, отправляемся на прогулку вдоль него. Четко обозначена насыпь, а сам канал в некоторых местах представляет собой маленький ручеек, который можно легко перешагнуть.
0
0

Пересекаем канал по мостику, предположительно, именно в этом месте когда-то и был шлюз... но это всё лишь догадки.

0
0
0
0
0
0

Возвращаемся на Ленинградское шоссе и движемся в сторону деревень Акулово и Сохино, которые находятся по другую сторону от дороги. По так и не подтвердившимся слухам, в районе Акулово есть остатки шлюзов. А напротив Сохино – остатки канала.
Канал здесь абсолютно такой же, исключение составляют разве что небольшие просветы с чистой водой и отсутствие борщевиков, которое с лихвой компенсировала практически таких же размеров крапива.

0
0
0
0
река Сестра
0

Совсем темнеет, и до Акулова мы так и не доезжаем... Так и остается непонятным, остались ли на этой водной системе шлюзы или нет, но канал сохранился точно, хотя каналом его теперь можно назвать и с трудом, а в скором времени и называть скорее всего станет нечего. Для судоходства Екатерининский канал полностью непригоден, даже на резиновой лодке по нему не пройти.

Вт, 7 окт, 2008 03:55 (UTC)
magazin_paezdok: Ура,ура

Обожаю лазить по таким брошенным каналам!!

Чт, 25 июн, 2009 20:48 (UTC)
ud0d: Екатериненский канал и Сестра

А мы смотрели их с воды:
http://a-lapin.narod.ru/sestra09.htm
и
http://ud0d.livejournal.com/27162.html

Пт, 21 авг, 2009 21:49 (UTC)
valuh

Спасибо!
Добавлю, что идея этого пути принадлежит Василию Корчмину ("бомбардиру Петра Великого") и "изобрёл" (так сам Корчмин писал Петру I) он его в октябре 1701 г.

Пт, 28 янв, 2011 12:08 (UTC)
ashukino

Большое спасибо! очень интересно. А у вас книжек по старинным водным путям нету случайно ? (интересуют в любом виде книги по этой тем, кроме "Старинные водные пути. Плечко Л.А." )

Пт, 28 янв, 2011 12:22 (UTC)
akadaha_z

Книги есть в электронном виде, но все они скачены из интернета и касаются только рек (Волга и Амур). Посмотрите вот на этом сайте http://oldriver.ru/index.php?MID=42&start= очень хорошая подборка.

Пт, 28 янв, 2011 12:36 (UTC)
ashukino

Весьма полезная ссылочка, спасибо

Вт, 10 сент, 2013 18:42 (UTC)
taxipro

Спасибо за пост!

Сб, 18 июл, 2015 20:01 (UTC)
idemidov

Подскажите, где находится самая интересная часть фоторепортажа - с мельницей, бассейнами, старинным мостом?

Сб, 18 июл, 2015 22:09 (UTC)
akadaha_z

Вам срочно надо? Сейчас интернет плохой, через пару недель смогу прислать точные координаты.

Пн, 28 авг, 2017 12:13 (UTC)
karlson444

Зравствуйте!Меня тоже интересуют координаты старой мельницы.Может вам удалось их раздобыть?Буду признателен за "наводку";)