AkAdAhA_Z (akadaha_z) wrote,
AkAdAhA_Z
akadaha_z

Categories:

Валентин Серов и Домотканово

Наконец-то удалось посетить выставку Валентина Серова, приуроченную к 150-летию со дня рождения художника и проходящую в Третьяковке на Крымском Валу. Сотни картин, набросков, этюдов Серова собраны в Москве со всех музеев страны и из частных коллекций. Потрясающая выставка! К тому же, за многие годы я впервые побывала на художественной выставке одна (без детского сопровождения), получилось насладиться каждым произведением сполна, взять аудиогид, никуда не спешить, ни на что не отвлекаться, четыре часа как один миг. :))) Да и вообще, мне кажется, что впервые я не вижу ни одного отрицательного отзыва на событие такого плана, только восторженные. Удивительный факт, но даже длинная очередь на вход на улице (было -18) воспринимается всеми с большим пониманием. Кстати, и ее можно избежать, заранее купив на сайте Третьяковки электронный билет!



Даже если Вы не любите портрет, то побывав на этой выставке обязательно полюбите. Каждый портрет Серова - это не просто человек, это целая судьба, характер, настроение и отношение художника к изображаемым людям. От выражения глаз на каждом портрете невозможно оторваться, настолько они горящие, "говорящие", открытые и всегда неповторимые. А какое разнообразие поз и жестов, подобранные для каждой "модели" индивидуально Серовым и поэтому идеально подходящие!

На самом деле я сама больше люблю пейзажи. И это может показаться необычным, но больше всего на выставке Серова меня интересовали не его самые знаменитые портретные работы, а пейзажи из Домотканово. Нынче в бывшей усадьбе В.Д. фон Дервиза «Домотканово» расположен Мемориально-художественный музей Валентина Александровича Серова. Мы как раз летом там побывали и очень удивились, узнав, что в музее нет ни одной оригинальной картины Серова! Все работы, написанные Серовым в Домотканово, разлетелись по множеству музеев, какие-то в Рязани, другие в Иваново, в Чебоксарах, в Саратове и даже в Париже, всего не перечесть... И вот, на выставке есть возможность увидеть их все сразу! Соберу их себе здесь на память, а заодно поделюсь фотографиями усадьбы. Все портреты, которые будут упоминаться в рассказе, написаны Серовым тоже в Домотканово.



В пейзажах, как и в портретах, Серову удалось уловить всю душевность тех мест, изобразить их индивидуальность и сохранить настроение конкретной минуты в жизни природы и деревни, оставив живой и неповторимый отпечаток на полотне. И пусть в них нет такой точности, как в картинах Шишкина, или реалистичности, как в картинах Левитана, они все равно заставляют остановится, приглядется и, конечно, насладиться. :)

Перед тем, как перейти к пейзажам Серова, давайте немного прогуляемся по Домотканово и познакомимся с его обитателями тех времен.

Домотканово расположено в 17 км от Твери. Сейчас от усадьбы остался только небольшой домик, в котором и расположились 4 крошечных зала музея.



Виновник торжества.



Макет усадьбы. В верхнем левом углу как раз домик музея, рядом с ним главный усадебный дом.



Как я уже говорила, картин Серова в музее к большому сожалению нет, только репродукции, зато сохранилась удивительной красоты старинная мебель!





Обратите внимание на стул. :)



Главный усадебный дом сейчас восстанавливают.





Владелец Домотканово на рубеже 19 и 20 веков - Владимир Дмитриевич фон Дервиз, тоже художник, друг Валентина Серова.



В 1885 году он женился на двоюродной сестре Серова - Надежде Яковлевне Симонович. После чего и приобрел имение недалеко от Твери.

Портрет Н. Я. фон Дервиз. (1888 г., 43,4х35,9. Частное собрание)


Портрет Н.Я. фон Дервиз с ребенком. (1888-1889 гг., железо, масло, 142,5х71. Государственная Третьяковская Галерея.)


Предыдущий портрет был написан на листе кровельного железа, оставшегося после перекрытия крыши дома в Домотканово. Он так и не был закончен. Сначала в 1988 году на руках у Надежды Яковлевны Серов писал Марусю в возрасте 5 месяцев. А в 1889, когда Маруся уже заметно подросла, Лёлю, которая была в более старшем возрасте, чем Маруся на момент начала написания картины. Ребенка Серов замазал, но успел переписать только головку.

Лёля Дервиз. (1892 г., холст,масло, 67,5х45,4. Государственная Третьяковская Галлерея)

На этом портрете изображена жена художника - Ольга Федоровна Серова,  а на дальнем плане старшая дочь Ольга и сын Александр. Всего детей у Серовых было шесть.

Летом. (1895 г., холст, масло, 74х94. Государственная Третьяковская Галерея)


Познакомились Валентин Серов и Ольга Трубникова (в девичестве) у тети художника Аделаиды Семеновны Симонович. После смерти матери Ольга была взята на воспитание в ее дом и росла там вместе с двоюродными сестрами Серова. Ниже портрет еще одной сестры.

Портрет А.Я. Симонович. (1889 г., холст, масло, 87х69. Государственный Русский Музей.) Не окончен.


Серов часто гостил и работал в усадьбе с 1886 по 1911 год (до своей смерти). Домотканово в том числе и благодаря ему стало Тверским "филиалом" Абрамцево.

На этой фотографии видна табличка, одна из многих, установленных на территории усадьбы. Они указывают на места, где Серов писал свои картины.



Один из известнейших пейзажей Серова, написанный в Домотканово, который, впрочем, можно каждый день увидеть в Третьяковской Галерее -

"Заросший пруд. Домотканово." (1888 г., холст, масло, 72х90,5. Государственная Третьяковская Галерея)


Сейчас это место выглядит вот так.





В Домотканово целый каскад прудов. Когда-то в том числе и они привлекли фон Дервизов, будущих владельцев усадьбы.







Смотрительница музея рассказала нам, что лет пять назад, когда про усадьбу и музей вспомнили и решили восстанавливать и приводить в порядок, первым делом очистили пруды, чем повергли в уныние всех любителей этого места. Ведь именно заросшими пруды были и на рубеже 19-20 веков, когда Серов проводил здесь пленэры. Но долго водная гладь чистой оставаться не стала и сейчас опять потихоньку все зарастает, обретая и показывая большую схожесть оригинала с картинами.





Старая баня. Домотканово. (1988 год)





Осень. Домотканово. 1892 г., холст, масло, 60,4х105,3. Иркутский областной художественный музей.


Осенний пейзаж. (1900 г., холст, масло, 66х43,4. Частная коллекция, Москва.)






Так совпало, что несмотря на то, что в усадьбе мы были летом, погода была очень дождливая и вполне себе осенняя, мрачноватая и серая. Я так думаю, что благодаря этому нам удалось побывать именно в "серовском" Домотканове.

Октябрь. Домотканово. (1895 г., холст, масло, 48,5х70,7. Государственная Третьяковская Галерея)


Осенний вечер. Домотканово. (1886 г., холст, масло, 56,7х72. Государственная Третьяковская Галерея.)


Дуб в Домотканово. (1890-е г., холст, масло, 60х88,8, Чувашский государственный художественный музей)


Баба в телеге. 1896 г., холст, масло, 48х70. Государственный Русский Музей.




Стог сена. 1901 г., холст, масло, 71х135. Саратовский государственный художественный музей.


Эта работа, к сожалению, на выставку не попала. Она находится в Харьковском Государственном музее изобразительных искусств. Похоже и здесь оставило отпечаток то, о чем даже говорить не хочется. Страшно, противно и очень печально, что такое происходит.

Ели (1890 г. Харьковский государственный музей изобразительных искусств)


Зимой. (1989 г., картон, пастель, 51х68, Государственный Русский Музей)


В деревне. Баба с лошадью. (1898 г., бумага на картоне, пастель, 53х70. Государственная Третьяковская Галерея)


Стригуны на водопое. Домотканово. (1904 г., бумага на картоне, пастель, 40х63,8. Государственная Третьяковская Галерея)


Зимняя дорога в Домотканове. (1904 г., бумага, пастель, 49х64, Рязанский государственный областной художественный музей.)


И напоследок еще один самый известный портрет, написанный Серовым в Домотканово. На нем изображена Мария Яковлевна Симонович, в замужестве Львова, еще одна двоюродная сестра Серова.

Девушка, освещенная солнцем. (1888 г., холст, масло, 89,2х71,3. Государственная Третьяковская Галерея.)


И еще один портрет Марии Яковлевны.

Портрет М.Я. Львовой (1895 г., холст, масло, 90х59. Музей Орсе, Париж.)


На этом всё. Однако сколько еще можно было бы рассказать и об иллюстрациях к басням Крылова, которые Серов тоже рисовал в Домотканово, и о портретах Пушкина к его 100-летнему юбилею, и о пейзажах, написанных художником в Абрамцево или в Финляндии. Все это тоже можно увидеть на выставке. Спешите! Закрытие 24 января (и не забудьте купить электронный билет :) ).
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments