AkAdAhA_Z (akadaha_z) wrote,
AkAdAhA_Z
akadaha_z

Categories:

Экспедиция на Тихвинскую водную систему (часть предпоследняя).




 

В этот раз Тихвин мы посмотрели достаточно поверхностно и бегло, но этот замечательный городок в ближайшее время никуда «не убежит», а вот время-то убегает. Скоро и домой возвращаться пора, а поставленные цели ещё ой как далеки.
С такими мыслями мы покидаем город и устремляемся в сторону Вологды. Трасса практически совпадает с Тихвинской водной системой, но на поиски сохранившихся шлюзов времени уже не осталось и мы решаем посмотреть то, что до нас углядели и рассказали другие.
Сворачиваем на поселок Ефимовский. Наконец-то видим русскую деревню – баньки на берегу речки, старые некрашеные срубы, покосившиеся крыши – есть во всем этом известный дух деревенской романтики, который мало кого может оставить равнодушным. 

Удивительное сочетание старого и нового – вода из колонки у дороги и суперсовременная заправка, такие даже в Московской области не на каждой дороге встретишь. Ветхие жилища и строящийся маленький заводик. Много что у нас строится вот так – будем сочетать не сочетаемое, а потом быстренько все новое превратим в старое. Но на самом деле, в Ефимовском нам особо нечего делать, и мы движемся в сторону деревни Радогощь. Проехав несколько километров сворачиваем на лесную дорожку. Очень удивляет ее состояние – проезжая для любых машин. Еще пару километров и перед нами развязка. Налево поедешь – в «г…» утонешь, прямо поедешь – в реку упадешь, направо поедешь…

А вот как раз за поворотом направо и находилось то, чего мы так недолго искали – глыба из камней с крестом наверху. Странное сооружение, более походящее на братскую могилу, но никак не на то, чем является на самом деле.

А это, ни много ни мало, памятник Царю Всея Руси Петру Первому. Установлен он на месте дома, который был построен спецально для Петра во время проектирования Тихвинской водной системы. Здесь же начинается Тихвинский канал, соединивший озера Лебедино и Крупино. Домик в 1802 году сгорел, а на его месте в 1862 году установили памятник в форме царской короны.

 
   



Участники (слева направо) - Маша, Даша_Z, Ivan_Z, Stereometria (Алексей), soft (Сергей)

Памятник, конечно поражает, причем абсолютно всем – размером, сохранностью, местоположением. Сочетание глухого леса и такого сооружения не поддается осознанию здравым умом.
А вот Тихвинский канал совсем зарос, даже не сразу понятно с какой стороны он находится. Единственное, что объединяет это место с настоящим каналом – полное отсутствие течения.

Возвращаемся на трассу и решаем ненадолго задержаться в селе Сомино для поиска очередного тайника. Ненадолго не получилось. Тайник привел нас в Церковь Петра и Павла. 

Местный настоятель Геннадий Беловолов провел нам интереснейшую экскурсию по Храму, который оказался очень даже тесно связан с темой экспедиции. Храм был построен 1830-х годах на берегу реки Соминка, в память о строительстве Петром I Тихвинской водной системы. Средства на строительство были взяты из сборов с проходящих мимо судов. В те времена в Сомино была вторая по величине после Тихвина пристань. 

В Храме сохранилась большая часть росписи, но утеряны практически все иконы.
Много Отец Геннадий рассказал нам и об одной из главных икон в храме – Святителя Митрофана Воронежского, а также напомнил, что экспедицию мы совершаем не в случайное время, поскольку 12 июня – день рождения Петра. Петр I очень почитал этого святителя как своего духовного наставника. После его кончины государь сказал своим приближенным: «Не осталось у меня такого святого старца». Во время погребения царь Петр с вельможами и офицерами лично нес гроб с телом почившего епископа. Мало того, Митрофан Воронежский считается покровителем русского военно-морского флота, а со слов Отца Геннадия и всех речников.

Интересна Церковь Петра и Павла еще и шпилем, установленным в 2007 году, который полностью воспроизводит шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге.

В Сомино также находится Казанский шлюз, от которого практически уже ничего не осталось.

Взгляд на часы пугает – уже семь часов вечера, а до намеченной цели – Варшавского шлюза – мы так и не добрались. А ведь от трассы он находится достаточно далеко, в случае непроезжей дороги сегодня нам до него точно не добраться. Но выбора-то у нас нет – клятвенно обещаем себе, что завтра с утра рано выезжаем домой, а сегодня бросаем все последние силы на поиски одного из хорошо сохранившихся шлюзов водной системы. Собственно говоря, искали опять же не долго – топографические карты в совокупности с GPS-навигатором вещь незаменимая. Нашу машину бросили на полпути, в связи с полной непроходимостью, да и с L-ки периодически слезали и шли пешком. 

Так мы добрались до небольшой плотины. 

Попытки пройти по берегу успехом не увенчались, и пока Сергей разбирался с препятствием в виде упавшего дерева, мы с удовольствием прогулялись по лесу. А лес в этих местах очень необычный. Активно идет вырубка, но не как у нас в Подмосковье, оставляя за собой целые поляны пней, а путем прореживания. В итоге лес получается очень светлым, прозрачным и даже в каком-то смысле воздушным. Деревья выстраиваются стройными, как будто специально посаженными рядами. Минус такого леса в одном – во время сильного ветра от падающих деревьев спастись не удастся точно. 

Так и завела нас лесная дорожка к реке Горюн. На берегу похоже владения лесника, но признаков жизни вокруг не наблюдается. 



Шаг, еще один. А дальше одни эмоции. Перед нами оказалось совместное архитектурное творение человека и природы. Остатки шлюза, упавшие деревья, хотя и находящиеся в беспорядочном состоянии, вместе обладают гармонией заброшенного глухого леса.




Уже по возвращении домой, прочитав уникальный документ, узнали о том, что на Варшавской плотине сделали капитальный ремонт в 1958 году, что объясняет ее хорошую сохранность.  Собственно, желающие могут ознакомится (к сожалению не знаю кого благодарить за сохранность):

 
   
 
   
 
   

 
Просто так уйти с Варшавской плотины мы не смогли, поэтому прогулялись еще вдоль канала, полюбовались открывшимся со стрелки пейзажами.



Стрелка канала и реки Чагода 

И с большим сожалением мы отправились на ночлег в уже присмотренное по дороге местечко на крутом берегу реки Горюн.

Завтра уже давно наступило, и мы, довольные собой, пережевывая вместе с геокашей увиденное, констатировали успешное завершение экспедиции. Ура!!!

Однако, мы немного поторопились...


Продолжение следует...

Tags: Водные системы России
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments